Крым, осень 2013

Собираясь в конце лета на Чемпионат Украины, я не ждал от него ничего особенного. Все таки Крым у меня достаточно устойчиво ассоциировался с термодинамиком на г. Клементьева и сравнительно невысокой вероятностью полетать маршруты. Да и по отчетам с майского Кубка Украины было видно, что с погодой может не повезти. Конечно, очень притягивали обещания организаторов возить по всем стартам. Новые места в Крыму, особенно подальше от моря — это всегда хорошо! Приехали с семейством и Артемом на гору вечером за 2 дня до соревнований, поселились и наутро поехали купаться на море, продолбав весьма неплохую погоду. Вечером все же полетали с часок с дальнего севера, размялись. Я дня два, наверное, уговаривал Тему участвовать в соревнованиях, но он был непреклонен. Первая половина дня 24-го числа началась с организационной тупежки и проверки карбоновых поперечек участников. Транспорт для перевозки крыльев у нас действительно оказался — автобус Форд, с большим прицепом под дельтапланы:
Наш водитель подбора со своим автобусом, фото Юли Бурлаченко

Но в первый день на нем мы сумели добраться только до северного старта, ближе к вечеру. И что-то мне начало это напоминать, так что я даже усомнился ненадолго, не зря ли я зарегистрировался…
Но делать нечего, соревнования есть соревнования. Быстро собрался, стартовал, на вчерашних разведанных местах потоков не нашел (еще бы, ветер косил с другой стороны), потом просел где-то на треть склона, каким-то чудом вылез оттуда и решил присесть сверху отдохнуть. Усугубил это решение один товарищ на жесткокрыле, стартовавший практически в меня. Ну, собственно, пока я сидел и отдыхал, этот товарищ выкрутил пару потоков и улетел.
А на следующий день мы поехали на Чомбай. И все мои предыдущие сомнения развеялись мигом. Блин, это настоящий горный старт! Да, перепад небольшой, да иногда улететь не очень просто (особенно если долго чего-то ждать), но — это настоящий горный старт в Крыму, и нас на него будут возить! Я не верил своему счастью и до конца соревнований опасался, что Газ-66 за один подъем съест все деньги организаторов и мы круто обломаемся. Но нет, с нас просто собрали еще по чуть-чуть и целых 3 дня завозили на этот старт. Здесь, если светит солнце — ты гарантированно улетаешь. Здесь, если светит солнце — ветер дует на склон, поэтому можно и нужно летать в слабый ветер, да и диапазон направлений метеоветра, при которых этот старт работает — достаточно широк (мне кажется, его еще не полностью разведали).
Чомбай. Стартует Юля Бурлаченко, фото Валерия Бурдина

В первый день на Чомбае я собрался побыстрее и стартовал первым (после разведчика — фрифлаера), тем более что была опасность переразвития и большая тень вскоре закрыла старт, лишив многих возмжности улететь. В дальнейшем я также старался придерживаться тактики ранних стартов: погода к моменту постановки таска была готова в большинстве случаев, а обрабатывать узкие потоки у склона мне пока что удобнее в одиночку, максимум вдвоем. Надо отдать честь организаторам, на старте мы всегда (кроме первого дня) были почти вовремя. Конечно, если бы мы (участники) дружно пролетали бы все маршруты до финиша, можно было бы и чуток пораньше заезжать на старт, чтобы ставить таски подлиннее. Но при текущем нашем (участников) уровне нам хватало и так. В полете понял, что Крым таки маленький. Несмотря на дымку было видно все плато Караби, а чуть дальше проглядывалось Черное море. Возле первого поворотника можно было разглядеть Симферополь, а финиш у нас был под горой Крокодил. Но я до него так и не долетел, потому что не надо было бросать вечером ослабевающий поток и лететь вперед Олега Скирко, с которым мы этот поток крутили.
Третий день у нас был на южном склоне г. Клементьева, и у меня опять начались устойчивые ассоциации с Кубком Гриненко… Несмотря на ранний старт, улететь от горы я не смог — нужно было с высоты 450 метров над стартом сноситься к Агармышу, но — я так не умею, это же надо один из основных принципов поломать: перед маршрутом набрать максимум в стартовом потоке.
Собственно, никто и не пролетел сколь-нибудь значимую часть маршрута, поэтому за день у всех по 0 очков.
Четвертый день поехали на Крокодил (хотя можно было и на Чомбай, мне кажется). Бодренько собрались, поставили таск и обнаружили попутно-боковой ветер на старте. Я вылез на старт и минут 30 ждал подходящего момента, периодически снимая подвеску и одевая ее обратно.
Эх, зря я оделся и выполз на старт… Фото Валерия Бурдина

В какой-то момент показалось, что ветер встречный, и я стартовал. Бежать пришлось долго, крыло не летело а только сыпалось вниз, пришлось даже немного подпихнуть ручку, чтобы старт не завершился посадкой в куст. Хорошо, что мы перед этим тщательно расчистили старт. В общем, стартовал я судя по всему в ротор: 90 метров перепада закончились моментально и вот я уже иду на посадку. Внизу штиль, который через минут 30 раздулся до попутного, с горы, метров 7-9 в секунду! Но чуть позже я заметил тенденцию на поворот ветра, а за мной спустили машину, дав возможность стартовать еще раз. Пока я собрался, ветер повернулся и взлетело несколько человек:
Крокодил. Под вечер ветер повернулся куда надо. Фото Валерия Бурдина

Так я и упустил возможность стартовать первым, потому что поспешил и стартовал первым; такой вот получился каламбурчик. Поскольку дело было к вечеру, время старта было достаточно критичным. Маршрут у меня получился интересным и познавательным, но неудачным с точки зрения очков. Я нашел и обработал очень странный поток с подветренной стороны хребтика, потом достаточно удачно перемахнул этот хребтик и нашел сильный и узкий поток на другой стороне хребта именно в том месте, где его и ожидал. Потом узнал на практике, как сильно может поменяться ветер, буквально за 15-20 километров: с ЮЮВ на Крокодиле на СВ возле Белой Скалы. Причем по силе — это был нормальный такой, парежный ветер. Поглазел на Белую Скалу вблизи с воздуха. Собственно, над ней я хотел найти мощный поток или хотя бы динамик, и для этого сильно отклонился от маршрута.
Трек: 2013-08-27: Полет на дальность, 37.205 км. Дельтаплан: Wills Wing T2C 136
По остальным дням написал на форуме:
Вчера опять на Чомбае. Погода была очень высокая, на старте были четко выраженные циклы, улететь было трудно. Снизу потоки злые, узкие и нестабильные, все время норовят закончиться. Чуть повыше тоже какие-то злые сопли. Я выбрался и первую часть маршрута летел невысоко. Потом повстречал Русова, который что-то не очень внятное крутил, прошел подальше и раскрутил отличный поток под кромку, которая была в тот день 2700 абсолютки! Обрадовался и попер к первому поворотнику. По пути наблюдал под собой Скирко, который на старте был выше меня, очень обрадовался — я же оказывается быстрее жестика летаю :)
Потом видел снизу дельтаплан, возвращающийся с первого поворотника (Русова, видимо).
Высоты навалом, день складывается как нельзя лучше! После первого поворотника попер напрямую ко второму под какую-то весьма сомнительную тучку. И она не работала. Полетел к проверенному месту, с которого уже 2 раза выбирался с малой высоты. Обработал там 2 узких и злых штыря, которые забрасывали меня максимум на 300-400 метров, потом обработал какие-то сопли и уныло посел там же в минусах. Вот так, слишком быстро летел.
Через некоторое время надо мной образовалась гряда, которая чинно проследовала ко второму поворотнику, а от него до финиша при такой базе — рукой подать. Зато нашел рядом с посадкой заброшенный сад, наелся слив до отвала и скушал пару грецких орехов.
Трек: 2013-08-29: Полет на дальность, 39.72 км. Дельтаплан: Wills Wing T2C 136
Сегодня летали в Дружном. Ветер косой, северо-запад. Очень влажно, база 1500 абсолютки, около 800 над стартом. Слева в горах растут кучево-дождевые облака, впереди долина закрыта процентов на 75.
Старт долго не открывали: боялись развития гроз. В итоге открыли в 14:15. Маршрут — через лес и отроги в сторону Чомбая. Я стартую вторым, за Тетерятником, через некоторое время к нам присоединяется Вадик Шулика. Я временами снижаюсь ниже старта, потом вылезаю обратно. Подходит небольшой просвет, и я вижу, как Вадика вштыривает над отрогами справа от старта. Набирая в пузырях, смещаюсь к нему поближе.
О да, поток здесь есть и он очень злобный. Но я от него не отстану! Пока выбрался под кромку, потерял из виду Вадима. По дороге через леса и отроги ничего не нашел: облака повсюду, но они в большинстве своем уже не работают, все закрыто. Уже приготовился садиться, выбрал площадку. Но по дороге к ней пролетел через склончик, на котором как раз был прогал и светило солнце, и снова выбрался под кромку. После этого был еще 1 набор, а потом — долетом по первого поворотника и дальше. Пролетел около 30 км из 50, Вадим — чуть меньше, остальные — вроде как совсем ничего. А на посадке я ударил в грязь лицом. Подумал, что раз ветер западный, то он западный везде, и не стал перед посадкой делать спираль для определения направления ветра. Тем более, что воздух был абсолютно спокойный, а я хотел улететь подальше. На высоте метров 20 развернулся на 180 градусов,
поджался, прицелился и собрался садиться. Подлетел к земле — смотрю, что-то быстро я лечу, как самолет.
Пихнул пораньше, полностью сорвал крыло, но — не помогло, какая-то скорость осталась. А поле с месяц назад распахали, и трава на нем еще особо не выросла. И дождик прошел здесь наверное с полчаса назад. И деревня рядом называется Чернополье, что как бы намекает на плодородие местных почв. В общем, клубы пыли я не поднял. Зато очень мягко приземлился свеженькую грязищу :)
Я в земле, подвеска в земле, дельтаплан весь тоже. Подбора ждать было еще долго, поэтому я успел оттереть практически все сырой травкой, даже не ожидал, что так хорошо получится.
Сегодня, видимо крайний день. Летали 7 дней, из них 6 зачетных. Это было офигенно!
Трек из Дружного: 2013-08-30: Полет на дальность, 40.031 км. Дельтаплан: Wills Wing T2C 136
Ну, что еще остается добавить? Недавно посмотрел треки участников. Очень удивлялся.
Я всю жизнь думал, что если база высокая — то нужно под нее выбираться и так там и лететь, поскольку снизу выбираться очень трудно и ненадежно. Собственно, 29 числа, в день с самой высокой базой (2700 абсолютки) я и посел в Межгорье, в том самом месте, в котором перед этим оба дня застегивал подвеску обратно… И что же вы думаете? Русов, оказывается, вышкребывался с низов точно так же, буквально в полутора километрах от меня, в то же самое время, и таки вышкребся! Да и потом не очень-то под кромку стремился. Либо я что-то не понимаю, либо нужно учиться летать низами вопреки всему.
И, хотя я ни разу так и не долетел до финиша и делал порядочно ошибок, соревнования эти мне понравились очень. По большому счету, я именно благодаря ЧУ открыл для себя Крым как место для маршрутных полетов. Мое первоначальное скептическое отношение к соревнованиям здесь рассеялось, и теперь хочется, чтобы таких соревнований проводилось побольше!
Организаторы, спасибо им огромное — обеспечили нам практически идеальные условия для полетов.
Хочется пожелать им двигаться дальше в этом направлении: открывать побольше стартов под разные ветра, разведывать новые маршруты, регистрировать побольше участников и, все так же, привозить их вовремя на старт, вкусно кормить и безопасно запускать! А еще, конечно — хорошей погоды!
Награждение победителей. Фото Валерия Бурдина

Но после ЧУ наши приключения не закончились. Наблюдая не очень хороший прогноз на Гриненко, я не стал на него регистрироваться, чтобы не связывать себя необходимостью все время летать с г. Клементьева. Тема не стал участвовать по идейным соображениям, приехавший на Гору Леха прибыл всего на 3 дня, Валентин тоже решил что игра не стоит свеч. Поэтому в первый день КГ (или во второй, не помню точно) мы со спокойной совестью поехали кататься на бриз, взяв у Гладышева Fox в аренду. Вот там у нас и произошел настоящий пляжный отдых: полетали, поболтались в волнах до упаду, затем опять полетали, потом опять в море — весь день там провели, жаль только еды с собой не взяли.
Валентин

Я чересчур расслабился и 2 посадки из трех немного отжег: сел на куст один раз и один раз не перехватился за стойки и тоже не очень чисто сел. Леху сдуло и он умостился на полянку размером как раз с аппарат меж кустов. Тема пару раз образцово-показательно сел внизу. Хорошо, что аппарат не пострадал, несмотря на наши усилия.
Налетались мы в общем, и накупались тоже. На следующий день была отличная ранняя погода, с юга Клементьева нужно было стартовать пораньше и пилить куда глаза глядят, например — в Керчь. Однако я после вчерашнего безудержного веселья заболел всеми болячками сразу: кашель, насморк и периодические забеги по нужде. Вот так и протуканил на земле один из лучших дней за выезд.
Потом быстро оклемался, подинамил на Юге пару часов, съездил с семейством в парк Тайган посмотреть на жирных львов, уговорил товарищей съездить на Ай-Петри (бестолковая оказалась поездка) и, на десерт — прогулочный маршрут Дружное-Клементьева со свежим ветром в спину, который мы пытались пролететь группой:
Так вот, сегодня таки съездили в Дружное, предварительно, вчера вечером, поставив маршрут до горы.
Пытались лететь группой, взяли рации. Но Тема с Валентином все никак не хотели обработать стартовый поток.
Пришлось к ним даже один раз вернуться из под базы. У Валентина со второго раза получилось, и первую часть маршрута мы летели вместе. Но потом он тоже отвалился. Дальше я полетел один, изредка переговариваясь с Валентином и пытаясь помочь хотя бы советом :wink: Советы мои помогли не очень, вскоре Валя посел.
Я тоже чуть не сел пару раз, второй раз — уже километров за 7 до финиша. База была около 2000 абсолютки,
ветер около 10 м/с по маршруту, видимость — отличная. Я летел и любовался Крымом: справа Караби-яйла, а за ней Черное море. Слева озеро Тайган, чуть подальше — Белая скала. Впереди Агармыш, а дальше за ним видно Азовское море. Маршрут 77 километров, при таких условиях — достаточно простой. Единственное, что немного напрягало — так это холод. 3 с чем то градуса под базой проморозили меня насквозь. Да еще перед Агармышем спидбар чуть не выбило из рук. Долетел до горы, а там ветер почти вдоль, западный, и несколько аппаратов стоят на старте. Прошел перед склоном, думал слить высоты, и тут меня снова поперло. Выкрутил метров 200, посмотрел как ко мне стартуют компетиторы с кубка Гриненко и пошел искать минуса.
Трек маршрута:
2013-09-06: Полет на дальность, 84.885 км. Дельтаплан: Wills Wing T2C 136
В принципе, день был очень хороший. Можно было лететь на открытую дальность. Но я так замерз, а бар на горе — вот он, совсем рядом, там чай и пельмени… Соблазн сесть, погреться и поесть был слишком велик.

Фотки: Валерий Бурдин, Юля Бурлаченко

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.