Хомутово, май 2013

Итак, мы вернулись и отоспались, теперь можно написать пару строчек о выезде. Если кто не знает, Хомутово — это населенный пункт в Орловской области, где-то между Орлом и Ефремовом. В районе Хомутово есть 2 длиннющщие дороги под юг-север и под запад-восток, что очень хорошо подходит под пассивку и малинку. Возле стартов под запад и под юг можно стоять лагерем и даже не собирать аппараты на ночь. Ехать туда можно по М2 либо по М4. Мы ехали по М4, в районе Ефремова и после него дороги хреновые, но они есть. Время в пути — около 5-6 часов (от Жуковского), не считая пробок.

Стоит ли туда ехать? Блин, это же орловская область! Она так называется, потому что там куча орлов. А почему их там куча? Правильно, там охренительная погода! Вот, к примеру, картинка с xcskies на 12 мая:
База по xcskies
В районе между Орлом и Ефремовом — четко видна область с высокой базой, около 2500. Справа вверху — наша любимая Рязанщина. Не очень, правда?
А вот — средняя скорость потоков на то же время, около 4 м/с:
Потоки
На протяжении майских праздников, когда я активно следил за погодой, такая картина была почти каждый день. Вообще, место разведано как дельтапланерное вот этими товарищами вроде как в прошлом году, к ним мы и собирались присоседиться. И присоседились достаточно успешно. Олег, наш, пожалуй, основной буксировщик, показал и рассказал все о затяжках на малинке, и я (на свою голову) тоже научился на ней затягивать. Хотя — нужно же кому-то иногда работать буксировщиком.

По малинке выяснилось следующее. Есть несомненные плюсы:
  • Нужен только 1 оператор
  • И его не долго учить
  • Очень плавный старт, вне зависимости от оператора. Даже в штиль стартовать просто
  • Очень мало мат. части, ставить можно на любую машину с фаркопом

Минусы тоже есть. Оператор не поможет на старте. Вообще. Не успеет. Нужно уметь стартовать в любых условиях, иметь надежный зубной замок. И никаких перецепок а-ля альбатрос, питерцы с ними отжигали не по-детски. Надеюсь, они сами опишут где-нибудь свои приключения. Второй минус — повышенные требования к дороге. Желательно не иметь поворотов и пересеченных участков хотя бы первые полтора километра, чтобы при стартах всегда было видно встречные машины. По поводу частоты стартов. При должной организации (как у нас на пассивке ;) цикл выходит примерно такой же, как на пассивке. Можно при соблюдении определенных правил работать двумя малинками на одной дороге практически не тратя время на синхронизацию.

Так, теперь — о полетах. Серега Самодуров за 5 минут (как он сам выражается) набросал точек в районе Хомутово, чем проделал огромную работу, без которой все наши маршруты были бы просто невозможны. Я переименовал X12 в X12s, чтобы отметить в названии, что она стартовая и добавил X47s — старт под запад-восток.
Вот что получилось:

Второго мая стояла хорошая погода, и я пролетел небольшой, не совсем запланированный треугольничек:
Сегодня классно полетали. Я, как обычно, поставил себе треугольник под 100км.
Места здесь офигительные: я 3 раза пытался сесть, все 3 раза расстегивал подвеску
и все 3 раза застегивал ее обратно.
Стартовал немного поздно, замерз нафиг, пока долетел до первой точки.
Там же чуть не осел первый раз. Выбравшись наверх решил просто долететь назад, до старта, ибо вроде как уже поздно лететь сотню. Но на финишную долете сначала словил мощные минуса, и, готовясь сесть во второй раз, нашел хорошую троечку. Нифига себе вечер, подумал я, и, поковырявшись в приборе, забил себе еще точечку километрах в 15 от своего положения. Набрав максимальную высоту за день, около 1600 метров, пролетел в сторону точки километров 8 под улицей из голубых потоков. На обратном пути, всего в 10км от старта, чуть не осел в третий раз. Это было уже в 17.30…
И, о чудо! Слабые нолики, которые я нашел метрах на четыреста и не дыша обрабатывал, вскоре раскрутились в ровную двоечку!
В общем, я долетел. Еще 4 часа различных хороших впечатлений и небольшой, пусть не фаишный и не 100 километровый, но треугольничек.
Тема тоже полетал по окрестностям, да и вообще, летали все, кому не лень было аппарат собрать :-)
Трек:
2013-05-02: Произвольный треугольник, 73.468 км. Дельтаплан: Wills Wing T2C 136
Третьего полетал не столь удачно, затем погода подпортилась и мы уехали на 3 рабочих дня домой. А дома, гляда на прогноз 9 мая я сидел и пускал слюни, поскольку прогнозы обещали примерно ту же картинку, что и 12-го (см. рисунки выше). Мы выехали 8-го пораньше, приехали не очень поздно, выспались, позавтракали, собрали дельтапланы, я тут же вбил в навигатор очередной стокилометровый треугольник и… опрометчиво сел за руль буксировочной машины.

Вылез я из нее где-то в районе трех часов и решил даже не стартовать. Залез обратно и поработал до вечера буксировщиком. Вечером отнес собранный дельтаплан в лагерь и призадумался о причинах и обстоятельствах, заставивших меня так бездарно продолбать возможно лучший день за сезон. На следующий день мы обучили буксировке еще троих человек, более-менее равномерно менялись, поэтому полетали все, включая буксировщиков.

Однако, погода уже была не та. Верховой ветер 7-8 метров в секунду несколько затруднял движение вперед и образование потоков. Поскольку сноситься по ветру мне не очень хотелось, я ставил себе маршруты с первым участком против ветра. Оба дня удавалось выкрутить под базу, вернуться к старту и пролететь вперед, километров на 5, к следующему потенциальному источнику потоков (облаков не было, поэтому приходилось искать по наземным ориентирам). И оба дня поиски не давали каких-либо существенных потоков, позволявших набрать без сноса и лететь дальше.
Получалось что-то вроде этого:
2013-05-11: Полет на дальность, 27.224 км. Дельтаплан: Wills Wing T2C 136

И вот, вечером 11 мая я посмотрел прогноз на 12-е и у меня начались судороги и потекли слюни. Еще бы, обещали погоду едва ли не лучше, чем была 9-го! Да еще и с облачками! Весь вечер мы с Темой думали, а в чем же подвох? Ну не может быть такой халявы просто так! Все прояснилось 12-го днем. Я стартовал первым, и ничего не нашел. Облака появились, и быстро выросли в диаметре километров до пяти, наверное. И, как назло, одно из них выросло прямо над буксировочной дорогой. Второй раз я стартовал уже в тень, пытаясь догнать Артема, которого там нахлобучивало +5 -5. И опять безуспешно.

И только с 3-го раза (спасибо Олегу за предоставленные возможности) удалось зацепиться за поток, источник которого я заприметил еще на первой затяжке. Потихоньку выбрался выше штуки, поискал неподалеку поток посильнее, вспомнил, что надо включить навигатор. Глянул на часы — два с чем-то. Даа, поздний старт.

Ну и ладно, посяду в середине своего маршрута — подберут, так что надо лететь. И такая мысль посещала меня не раз на протяжении всего маршрута. Только с различными вариациями вроде:
— Ну ты и лошара, сейчас забомбишься в 30 км от старта
— Полтинник пролетел, уже неплохо.
— Блин, не хватило всего 3 потоков
А еще мысли были такие:
— Полететь что ли назад, одну точку уже взял, замерз как собака, погоды не хватит вернуться.
— О, а это Вяжи подо мной.
— Где я? Как долго меня отсюда будут забирать?
— Ничего себе вечер. Эта мысль меня посещала раза три, после конкретного штыря +4 в районе 5 часов, во время обкручивания +2 где-то после шести, и на долете без чего-то семь, когда меня перло вверх под чистым небом при полете на зажатой ручке на скорости в районе 70 км/ч.

С навигатором после первого поворотника у меня получилось какое-то недопонимание. Я лечу по стрелке, ровно на точку. А расстояние до нее увеличивается! В результате я улетел немного дальше, чем запланировал (139 км вместо 120), но так и не взял вторую точку (Малиново-Нагорное), а обошел её снаружи, пройдя от нее в 4-х километрах. Летел к финишу используя страничку с картой, стрелку выключил к чертям, чтобы не запутывала.

Да уж. Придется, видимо, покупать Компео, а то в соревнованиях такую хрень точно не засчитают. Вечерние блуждания и глюки с навигатором так напугали меня, что крайний поток я выкручивал до 2100, при том что лететь оставалось 17 километров. И километров за 10 до финиша я понял, что перебдел. Зажал настолько, насколько мне было не страшно, и все равно на финиш пришел на 700 метрах. Ну и ладно, было время размять конечности после пятичасового полета.
Трек:
2013-05-12: Треугольник ФАИ, 139.282 км. Дельтаплан: Wills Wing T2C 136
Так долго и так далеко я еще никогда не летал. Доволен, как слон:

После маршрута

Жаль, что длинных выходных в этом году больше не предвидится, а отпуск свой я уже расписал по Европам. Потому что при наличии хотя бы 3-4 свободных дней и погоды дорога до Хомутово уже не кажется такой долгой…

Еще фотки от Олега:

Стоянка дельтапланов

Дорога под север-юг, старт под юг

Старт на восток

2 комментария

avatar
  • guest
  • 0
Охренеть! :)
avatar
  • guest
  • 0
Молодец Колаян!!!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.