Дивное 2020

Сижу на ЮБК, отдыхаю с детьми на море. На фоне здешней тесноты, ютящихся друг на друге домиков и узеньких дорог, недавняя поездка в Дивное кажется чем-то нереальным. Трудно представить, что всего неделю назад можно было выйти на поле и смотреть в бескрайнюю степь, насколько хватит глаз. Можно было вглядываться в крошечные точки на горизонте, которые на деле являются зернохранилищами или фермами, а может и элеваторами, просто до них не один десяток километров. И вроде та же равнина и степь, что в Ремонтном, куда мы ездили прошлые два года, и вместе с тем — все по-другому. Почему так — не знаю. Но, обо всем по-порядку.


Степь, Маныч, и снова степь...

Сборы начались очень сумбурно. Сначала планировали ехать на Кубок России, потом в силу разных причин его отменили и мы остались без буксировщика. Потом был вариант поехать на Урал, но там испортилась погода. Ну и наконец, буквально в час «Ч» оказалось, что единственное место где есть погода — это Ставрополье, а у нас не на чем буксироваться и все команды, едущие в Дивное, уже укомплектованы. Пришлось собирать кворум на самый худший вариант (предпоследний перед диванными полетами) — на малинку. И кворум получился отменный. Мы с Лехой и Паша, который согласился нас таскать на малинке при условии что он тоже будет летать.
Чуть позже к нам примчался Костя, узнав что у нас все работает и погода есть.

В общем, первого августа мы втроем загрузились в мой Ларгус, собрали по дороге все пробки на М4 (нет, вру, часть объехали) и второго рано утром прибыли на место, в отель Маныч-Гудило Александра Никитина. Изначально предполагали жить в палатках, но, по приезду, немного подумав, заселились в номер, благо это не сильно дороже. Сразу надо отметить, что нам тут очень понравилось. Хорошо, когда есть душ, кухня, просторная столовая, уютный дворик, и, конечно — гостеприимные хозяева. Весь отель был занят дельтапланеристами: всего приехало 4 буксировочные команды, больше двадцати человек! Поэтому утром и вечером в столовой было людно и весело.


Вечером в столовой...
Еду сначала готовили сами, но через пару дней парни через хозяина отеля нашли неплохую кафешку, где нам стали готовить завтраки и ужины на всех. Все по очереди ездили в эту кафешку и привозили здоровенные кастрюли с супом, кашей или котлетами. Таким образом, завтрак получилось организовать примерно к полвосьмого и без особых затрат времени на его приготовление. А это было очень актуально, поскольку выезжать на старт позже 9 было непозволительной роскошью, погода в некоторые дни была уже в десять — половину одиннадцатого. Готовый ужин тоже был очень кстати, даже с учетом того, что мы старались летать с возвращением. Потому что погода кончалась редко раньше шести часов, пока соберешься, пока то да это… В общем уже не до готовки, а спать хочется лечь не позже 11. Так что поварихи из кафешки очень сильно помогали нам в наших полетах, за что им огромное спасибо.

Да, о полетах. По приезду, хорошенько отоспавшись, поехали облетываться. Задача была проверить матчасть (малинку) и научить нашего оператора-водителя Пашу ей пользоваться. Выехали часа в 3, приехали на поле к команде Альбатросов, и часов до шести возились с малинкой: доливали масло, удлиняли провод, все устанавливали и проверяли. Под вечер приготовились запускать воздушных змеев: сначала Паша запустил Леху, а потом — я пару раз Пашу, т.к. он в принципе за первый раз освоил малинку, благо там не очень сложно. День кончился, можно сказать, внезапно, по сравнению с нашими длинными сумерками, поэтому после 3 полетов нам пришлось закругляться. Конечно, было бы неплохо еще потренироваться, но оказалось что Паше хватило и такой тренировки. И все следующие дни в боевую погоду он достаточно оперативно нас таскал, сам освоив все тонкости и попутно организуя совместную работу с другими малинками. Буксировки он освоил настолько хорошо, что к нашей малинке почему-то периодически цепялись пилоты из других команд. Тем не менее, малинка есть малинка. Долгий цикл, обрывы, попутняк на старте, минуса на затяжке… Почти каждый день случалось что-то такое, из-за чего далеко не всем удавалось стартовать вовремя.


10 утра. Погода звенит, мы героически боремся с малинкой

А погода стоила того, чтобы вовремя стартовать. Как я уже отметил, почти каждый день можно было начинать летать с 11 часов. Иногда аппетитная кучевка была уже в 10. А уже с часа дня и до вечера оставаться на старте было не очень комфортно. Потому что жарко. И дельтаплан смерчем может куда-нибудь унести.
В общем, днем там нужно летать, желательно повыше и до самого вечера. Однако в первый день летать до вечера у меня не получилось. Уже не помню какой маршрут я ставил, но стартовал я в районе часа, обнаружил по всем высотам достаточно сильный запад-северо-запад под 8 метров и ядреную, особенно с непривычки, после наших подмосковных полетов, турбулентность. Особые впечатления доставил смерч на другой стороне Маныча в виде цилиндра с диаметром метров 500. В общем я решил что пары часов для начала мне будет вполне достаточно, слетал за Маныч и обратно, и этот маршрут закончился именно так как обычно и заканчиваются маршруты в разгар дня: сначала судорожно искал где бы чего подкрутить, чтобы долететь до старта после суровых нисходняков, а потом, долетев до старта на высоте 600 метров, стал не менее судорожно искать где бы эту высоту слить. Сел на старт, собрался, позапускал Пашу.
Трек полета 3 августа

Кстати, два года назад мы летали маршрут почти до Маныча и обратно, с возвращением. Тогда казалось, что его не то чтобы перелететь нельзя — даже подлетать к нему было страшновато из-за обширной голубой дыры. Тем интереснее было слетать через него и обратно. И, как ни странно, это оказалось достаточно просто сделать. Более того, впоследствии через него летали неоднократно, преимущественно при северных ветрах. В этих условиях достаточно было долететь до противоположного берега на достаточной высоте, потоки стояли вдоль берега.

Следующие дни ветер обещали послабее, преимущественно дул север. Маршрут ставили Светлоград-Красочный-старт, около 205 км по точкам, и немного уменьшали его радиусами по 6-10 км. В центре этого треугольника находится Ипатово, к нему идет трасса от Дивного, а от него есть трассы на Светлоград и Красочный. От трасс периодически отходят асфальтовые дороги и грунтовки, так что с дорогами вдоль этого маршрута все в порядке. При желании вместо точки в Красочном можно поставить что-нибудь западнее, поближе к Тахте, в общем там есть куда расти.

В Светлоград я очень хотел слетать, работал там на химии в 15 году и интересно было посмотреть знакомые места с высоты птичьего полета, а не с двух метров. Но 4-го числа уже в воздухе я понял, что мне не хватит погоды пролететь весь треугольник, и поэтому я переставил себе маршрут на Красочный и обратно, с боковым ветром. Сначала разведаю маршрут до 2-й точки, а Светлоград оставлю на десерт. Однако, лететь получилось очень небыстро. Поздний старт, «голубая» погода и сильный боковой ветер делали свое дело. Хотя, насчет «голубой» погоды — совсем не факт, в этом выезде мне очень редко удавалось ориентироваться по облакам, при длинных переходах — почти никогда не угадывал фазу. Вдобавок, опять же с непривычки что-ли, а может это старость уже — часу на четвертом полета начало подташнивать. Может быть, в том числе из-за этого я стал лететь немного медленнее. В общем в этот раз погода кончилась раньше, чем я долетел. Сел на краю Дербетовки, на пастбище с полынью.
На востоке только ЛЭП портила вид бескрайней степи, по которой лет тыщщу назад кочевники гоняли друг друга. Запах полыни, тишина, умиротворение. Дует теплый ровный ветерок, заходит солнце. И даже почему-то хочется, чтобы подбор ехал подольше.


Где-то тут еще совсем недавно бегали кочевники...

Трек полета 4 августа

5,6 числа ветер для маршрутов с возвращением был сильноват, а по ветру лететь не хотелось. Поэтому мы решили отдохнуть, заняться матчастью (пропылесосить машину), искупаться в Маныче. А 7-го по прогнозу были все шансы пролететь треугольник старт-Светлоград-Красочный-старт, что мы и попытались сделать. Я стартовал в 11 с чем-то, и поначалу бодро почесал к первой точке, благо ветер был попутно-боковой. Наверху была правильной формы кучевка, и казалось, что сегодня пролететь запланированный треугольник не составит никаких проблем. Но почему-то у меня все никак не получалось до этой кучевки набрать. А когда получалось — переход к следующему облаку также не давал ожидаемого потока. Более того, по дороге к первой точке я пару раз чуть не сел, приходилось выбираться с низов, теряя уйму времени. Особенно запомнилась обработка потока возле Малых Ягуров. Я минут 10 болтался практически на одной высоте, не видя других вариантов. Со мной при этом летала целая стая орлов, наверное штук 20. И что вы думаете, они показали мне поток? Да ни за что. Зато, когда я рискнул, пошел дальше и все-таки нашел более достойный вариант — вся эта братия тут же ко мне примчалась, почти в полном составе. Но и здесь поток тоже был какой-то не той системы, и набрать в нем под базу снова не вышло. Поэтому брать первую точку я полетел очень низко, к трассе Светлоград-Ипатово пришел на высоте около 600 метров над рельефом, как раз успел к смерчику над полем. Начал обрабатывать поток над этим смерчиком и задумался, почему же все так боятся этих смерчей? Ведь поток был очень спокойным, жаль только не очень сильным. Но, не прошло и трех минут, как я почувствовал себя героем видео «Степу крутит смерчик». Причем случилось это на высоте сильно за тысячу. Мне иногда жаль, что я перестал с собой в полет брать камеру, наверное получились бы интересные кадры. В общем, после пары пендалей, от которых я летал носом вниз, я решил не искушать более судьбу и поискать рядом что-то поспокойнее. Нашел +2 и пару минут переводил дух. Вроде отдохнул и немного успокоился, но под базу выбраться снова не смог. Тем не менее, первую точку я уже взял, поэтому полетел дальше по маршруту. И в следующем потоке, наконец-то, получается набрать под облако. Теперь можно было спокойно посмотреть и на Светлоград, и на Соленое озеро, которое находится немного южнее. Возле этого озера я когда-то садился на проселок на дельталете, после смены на химии. А потом купался в нем, и отмывался от соли в пресном, которое рядом…


Светлоград и Соленое озеро где-то там, впереди

Но надо лететь дальше. Уж теперь-то помчусь, подумал я: высота больше 3 км, до второй точки совсем немного, километров 35 всего, сейчас немного порубимся против ветра, а потом — на старт, с боковичком, по уже разведанному маршруту. Тем более что впереди вроде и облачка неплохие… Но не тут-то было, качество против ветра по минусам иногда было что-то в районе 3 единиц. Облачка традиционно переставали работать именно тогда, когда я к ним прилетал, и в результате очередного не совсем удачно сделанного перехода я чуть не посел возле деревни с замечательным названием «Вавилон». И опять началось долгое выкарабкивание с низов, на которое я истратил остатки времени… До второго поворотника оставалось 19 км, и, выбравшись снова под базу, я прикинул свою скорость, остаток времени и понял что замкнуть треугольник сегодня не получится. Поэтому я повернул на финиш, надеясь долететь до базы со встречно-боковым ветром около 6 метров. И вечерняя погода не подвела: в итоге я пришел на базу с превышением метров 50, выжав из остатков погоды буквально все, что можно было выжать. И пусть это был не самый лучший полет с точки зрения скорости и дистанции, но он определенно был очень насыщенный и запоминающийся, 7 с небольшим часов пролетели незаметно.

Трек полета 7 августа

Потом была еще попытка пролететь тот же треугольник. Но северный ветер по верхам, вопреки прогнозу, после обеда усилился метров до 8. А погода, наоборот, стала слабеть. Я решил не малодушничать на этот раз и переть на второй поворотник, пока не кончится погода. Тоже очень интересная практика, хотя я, конечно же, не долетел. И опять прекрасная посадка, темнющщая южная ночь, россыпи звезд, спутники туда-сюда снуют, метеоры падают, цикады стрекочут. И снова подбор приехал слишком рано, я бы еще часок посидел с удовольствием, несмотря на то, что у меня уже кончилась вода и прилично хотелось есть.

Трек полета 8 августа. Особенно хороша финальная часть )))


Посадки в Ставрополье

Десятого числа по прогнозу по верхам был слабый северо-восток, и напрашивался треугольник старт-Ремонтное-Элиста-старт. Нужно было лишь вовремя стартовать и пересечь Маныч. Но, как обычно, что-то пошло не так, и стартовали мы не очень вовремя, я стартовал последним в районе 12 часов, а Костя и Леха, стартовавшие раньше, все ещё болтались у старта. Условия были непростые: короткая дорога — и вся буксировка — через нисходняки. Высоты получалось набрать не очень много, и после отцепки нужно было сразу чесать назад через минуса, чтобы выкрутить от старта с 200-300 метров. Но мы как-то этот квест одолели, набрали под базу и сравнительно легко перелетели Маныч. А за Манычем, несмотря на отличную погоду, сначала чуть не бомбанулся Костя. Чуть дальше, за Приютным, чуть не бомбанулся я.
И только Леха, который чуть не бомбанулся еще раньше, на острове, гордо шпарил вперед и первым взял первую точку. Я же потерял больше всех времени, отстал от Кости километров на 7. Вдобавок я решил немного подальше закрыть верхнюю молнию подвески и она начала расползаться. Кое-как прикрыв её, выматерился и решил не трогать, пока работает. Полетел догонять Костю, и недалеко от первого поворотника почти догнал. Мы с ним были на связи и, не долетая километров 10 до первой точки, оба отметили некоторое ослабление погоды. Дальше произошел примерно следующий диалог.
Костя: Что-то погода дохнет…
Я: Да, у меня тоже. Летим медленно, из Элисты не успеем вернуться. Давай до точки и обратно.
Костя: Да не очкуй, я сто раз так делал. Тем более что там дорога подбора лучше.
Я: Ну лааадно, давай попробуем, хоть до Элисты долетим, посмотрим на нее…
После поворотника, о чудо, у меня получилось выбраться под базу и встать под улицу, по которой я стремглав помчал ко второму поворотнику. Но, не бывает все так гладко. База под 3200, потоки мощные, иногда турбулентно. Я не спускаюсь ниже 2700, улица же. И в одном из забросов молния подвески со звуком «щелк» расходится окончательно. Дубак. Лететь, вися на грудных ремнях, очень неудобно, особенно когда прилично болтает. Кое-как ставлю собачку где-то посередине, чтобы поменьше дуло, лечу дальше, привыкаю к неудобствам. Вдобавок Костя перестал отвечать, думаю не случилось ли чего — не так давно я видел дельтаплан очень низко, под собой. А погода там снизу — страшно подумать… В общем, лечу ко второй точке в расстроенных чувствах. Слева приближается Элиста, как близко все же мы поставили точку, на карте выглядело совсем по-другому. Поглазел сверху на буддистский храм в центре Элисты, взял точку и повернул назад. А там, далеко на горизонте, блестит узкая лента Маныча, по маршруту — степь с редкими кошарами.
Финальная часть маршрута у нас была самая длинная, около 70 километров. Время — 5 часов, погода стремительно кончается. И только слабый попутный ветер и дорога через степь вселяют осторожную надежду. Нет, не то чтобы долететь — хотя бы просто сократить подбор километров на 20. Фактически, следующий набор после поворотника — и я лечу на финальный долет, немножко отклоняясь в сторону кошар, с которых может что-то сойти. И вот, возле одной — что-то есть. Понемногу кручу, все равно же по ветру. Тут чуть набрал, там чуть набрал… Вот уже передо мной большое распаханное поле, до которого я и не думал долететь. А над ним — дельтаплан. Похоже садится, а у меня опять поток. Набираю, смотрю за дельтом. Вроде сел нормально, кручу дальше. Поток несильный, однако он вынес меня на 2200.
Что же, еще бы разок так… Но нет, следующий поток — только до 1800, потом немного в ноликах — и все. Но перескочить Маныч уже вроде хватает. В крайнем случае, если будут минуса — сяду на острове. Долет над Манычем, в котором отражается вечернее солнце — это, в общем-то, было изюминкой этого маршрута.


Маныч с воздуха выглядит примерно так, но вечером — еще красивее!

Увы, я немного не долетел, километров 6, не хватило совсем чуть-чуть. Поэтому после посадки сходить попить чайку не вышло, но, впрочем, и так получилось очень даже неплохо. В этот же день пилоты, летавшие южнее, отметили там сильную турбулентность, Вову Соколова вообще перевернуло смерчами недалеко от Светлограда. Так что мы очень хорошо угадали с маршрутом в этот раз.
Что у меня в итоге получилось 10 августа
На следующий день я решил отдохнуть, тем более что прогноз обещал погоду похуже. К тому же надо таки было запустить под базу Пашу, который вроде тоже с нами поехал полетать. Я сел за руль малинки, и запустил в небо 4 воздушных змея, Пашу, Костю, Леху и Андрея, который пришел к нам на малинку в надежде наконец-то вовремя стартовать. Андрей стартовал первым и сразу же направился в сторону Элисты. С остальными было тяжело, так как на старте дуло все что угодно, но без какой -либо встречной составляющей (это при том, что мы встали по прогнозу под встречный ветер!). Следующим полетел Костя, потом поочередно стартовали Леха с Пашей, пока наконец, не улетели. Паша выкрутил под облако, полетал немного по округе и сел на базу. Остальные полетели по маршруту. Я не спеша собрал малинку и барахло в машину, приехал на базу и сел пить чай, готовясь ехать на подбор. Но прогноз, как обычно, наврал, и погода стояла отличная. Поэтому подбирать почти никого не пришлось, все вернулись на базу. За исключением Андрея, который решил полностью замкнуть вчерашний треугольник, только в другую сторону, и полетел садиться не на базу, а на старт, установив очередной неофициальный рекорд России по дальности на треугольном маршруте.

На следующий день погода была еще чуть похуже, кто-то помок под дождем, кто-то 50 километров удирал по прямой от грозового фронта. Ну а мы помыли машину, погуляли по Дивному, собрали вещи и приготовились в обратный путь. Домой домчали быстро, машин было поменьше.

Почему надо было мыть машину
Почему надо было мыть машину

Что можно сказать по выезду. Я думаю, что в данной ситуации мы просто блестяще выкрутились из положения, в которое сами себя завели отсутствием какого-либо планирования и подготовки полетов. Здесь вам не горы, в которые взял — и поехал. Тут нужно готовиться заранее. «Халявный» вариант, малинка — это полный провал, даже для сборов. Иногда у меня складывалось ощущение, что летать нормальные маршруты на малинке получалось не благодаря, а вопреки. Если не получится организовать здесь на постоянной основе аэробуксировку — нужна как минимум активка по типу Дракинской но с двумя барабанами. Так хотя бы можно будет обеспечить более-менее приемлемую скорострельность и относительную независимость от дорог. Поля для активки здесь, если рассчитывать на август — имеются в достаточном количестве.


До новых встреч!

Из положительных моментов хочется отметить отличную работу и полеты нашей команды.
Несмотря на все недостатки малинки, Паша, максимально оперативно запускал нас в воздух. Ну и мы тоже не подкачали, несколько хороших маршрутов, и, что главное, ни одного происшествия, несмотря на достаточно суровые условия. Я видел только одну не очень аккуратную посадку, и сразу же пригласил ее автора осенью на активку )))
Было бы замечательно, если бы остальные члены клуба почаще участвовали в таких выездах и учились так же безопасно и хорошо летать, как это получилось у нас в этом выезде (три раза сплюнул и постучал по деревяшке).

PS. Сухие цифры. Лично у меня из 10 неполных дней пребывания в Дивном летных было 5.
Не потому, что не было погоды, просто я уже не мог так много летать или не хотел ставить маршрут по ветру. По погоде вполне можно было отлетать дней 8. За эти 5 дней я провел в воздухе 27 с небольшим часов, преодолев около 650 км по маршруту.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.