Соревнования-2018
Всем привет!
Этот рассказ будет про мою поездку по соревнованиям в 2018 году. Надо сказать, что прошлый год лично у меня получился провальным как по налету, так и по количеству соревнований, поэтому на следующий год я нацеливался на лучшие результаты. И как-то так получилось, что обстоятельства способствовали. Началось с того, что Паша, наш моторщик, осенью решил строить буксировщик. Чуть раньше выяснилось, что Роман из Нижнего Новгорода собирается провести в Калмыкии соревнования на тех условиях, чтобы каждая команда приезжала со своим буксировочным комплексом. Конечно, осенью было далеко не очевидно, что все это срастется в одном месте, я бы даже сказал что было бы весьма смело ожидать такого. Тем не менее, в мае мы уже облетали буксировщик, стали буксироваться и Паша начал получать опыт буксировок в различных условиях. Да и в Калмыкию собрался кворум, записались Зареченцы со своим буксировщиком — так что соревнования обещали стать интересными. Но одни соревнования — это маловато. Я, к примеру, ни разу не ездил в Казахстан, а он по срокам как раз был после Калмыкии. Ясное дело, один я бы туда ни за что не поехал — очень далеко. Но нашелся попутчик, Костя — да еще с машиной, да еще с круиз-контролем на ней. Вот это повезло. Ну и до кучи организаторы соревнований на Юце и в Калмыкии как-то утрясли сроки, чтобы не пересекаться. В итоге получился очень неплохой календарь: Юца, Калмыкия, Казахстан. Дальше напишу про каждое место: быт, организация, погода. Один мой летный день, общие впечатления.
Юца. ЧР (25 июля — 4 августа).
Жили в палатке, ели и сидели пили чай в кафешке. Душевые кабинки есть, количество оных с горячей водой по сравнению с прошлым годом увеличилось: видно что люди работают, стараются. Все весьма неплохо обустроено, когда нет полетов — можно поучиться ходить по слэклайну или размяться, сходив пешком в гору. Завоз и подбор организованы хорошо, в этом году для подбора даже пользовались ватсапом, чтобы отслеживать положение пилотов в реальном времени. Единственное чего не хватает — так это буксировки для штилевых дней, думаю для дельтапланерных соревнований на Юце это было бы вполне оправдано. По организации соревнований — вышла некоторая заминка. Выяснилось, что очки считать некому. Спасибо Оксане — она взялась за это дело, без нее наверное пришлось бы соревнования отменять. Или разыгрывать их в дисциплине «посадка на точность». Ну и кроме того, комитет по безопасности у нас фактически не работал, хотя разок был бы весьма кстати.
С погодой в этот раз что-то случилось, говорят что обычно бывает лучше. Летных дней было 7, соревновательных 4, нормальный по очкам вышел только один день, второй. Самые лучшие дни, похоже, были до соревнований.
А как хорошо все начиналось...
Мне больше всего запомнился первый день соревнований. Дул слабый северо-восток, во второй половине дня вероятность грозы со стороны Кисловодска. С первого раза я не выпарил, быстро разобрался и заехал во второй раз. Стартовал уже одним из последних, выпарил и полетел догонять улететевших пилотов. И заодно — пытаться обогнать погоду, которая уже начала портиться. По пути к Пятигорскому стало очевидно, что прогноз по грозе — сбудется, неизвестно только как скоро. Верховая пелена закрывала уже почти весь маршрут, но, тем не менее, конвективные облачка были, и я по верхам медленно, но неумолимо приближался к поворотнику, который стоял практически против ветра. По дороге, как обычно, видел много сидящих на земле пилотов. Но вот кто-то крутит чуть выше меня впереди по маршруту! И, мало того — он уже возвращается с поворотника, до которого мне еще километра 4! Ну, думаю, теперь точно надо долететь, тем более что elapsed time, а раз я догнал этого кого-то, то может быть получится отыграться по времени. Через некоторое время беру поворотник и начинаю двигаться обратно, по ветру это гораздо проще: находишь соплю и сносишься с ней.
Тем временем погода продолжает ухудшаться. Практически все пространство от Пятигорского в сторону Юцы — в тени, сама Юца не видна в серой мгле, хотя до нее всего километров 20. Из под базы не очень хорошо видно вертикальное развитие, но кое-где видно, что верховая облачность еще высоко и сквозь нее просвечивает солнце. Кроме того, пока еще есть много светлых пятен по дороге в сторону Зольской, туда можно будет удрать если здесь все окончательно испортится. Где-то над Тамбуканом слышу в рацию, что на Юце ветер развернулся и дует запад, вроде несильный. Пилот, которого я видел по маршруту — оказался Вова Соколов, и, судя по всему, он уже на долете, спрашивает про погоду на Юце. Что ж, если ветер несильный — можно попробовать успеть. Мне до долета осталось совсем немного, набираю с запасом метров 300 в расчете на встречный ветер и поворачиваю в сторону темно-серой массы в направлении Юцы. Вот здесь-то и пригодился бы комитет по безопасности со стоп-таском. Потому что своя голова есть на плечах не у всех пилотов (или не всегда). Вот у меня к примеру включился соревновательный азарт, нет стоптаска — прем вперед. Лечу вперед и радуюсь, попутный ветер — километров 20-25 в час. Я иду с обалденным запасом, вот и Юцу стало видно сквозь серую хмарь. Вот уже и плато, мне до него километров 6. Дождя там явно нет, но что это там слева? Гряда небольших роторных облачков протянулась впереди и подо мной поперек моего маршрута. Я конечно догадываюсь, что это может означать, но соревновательный азарт берет верх. Впереди, на фоне этих облачков, вижу дельтаплан, который исполняет несколько фигур высшего пилотажа, а потом разворачивается назад и пролетает мне навстречу. Но и это меня не остановливает, все равно лечу вперед. Ожидаемо попадаю в срез между теплым воздухом сверху и клином холодного воздуха от приближающейся грозы. Мое крыло делает тот же комплекс фигур пилотажа помимо моей воли, мне остается только крепче ухватиться за спидбар и надеятся что дельтаплан не разрушится от перегрузок. Тем временем мозги понемногу начинают включаться. Первая мысль была — развернуться и лететь обратно по ветру. Но там турбулентность не ослабевала — я снижался как раз вдоль этого клина с сопутствующим сдвигом ветра. Поэтому я, сжав булки, развернулся в сторону Юцы и стал ждать, пока все это закончится. В итоге так оно и вышло, примерно над Песковским на высоте около 400 метров над землей я прошел слой среза и оказался во встречном потоке воздуха, который дул со скоростью около 15-17 м/с но хотя бы без такой термоядерной турбулентности. Садился с подзатянутым полиспастом почти вертикально. Дождь с грозой подошли минут через 20, я успел только запарковать дельт в заросли камыша и спрятаться под ним. Как позже выяснилось, Вова решил удирать по ветру, в итоге долетел в этой зоне турбулентности почти до Пятигорского (т.е. еще километров 10) и у него в дельтаплане разогнулся какой-то карабинчик. Стало быть, садиться нужно было сильно раньше, как минимум за полчаса, а то и за час — это если с запасом.
Калмыкия. КР (4-14 августа)
На самом деле это не совсем Калмыкия, это самый край Ростовской области. Но не суть важно, в Элисту мы ездили, в храм Будды ходили, махан ели. По приезду обнаружили невообразимое количество пыли, но уже через пару дней к ней привыкли и перестали обращать внимание. Жили в палатке, в достаточно куцой лесополосе — они здесь все такие. Однако до полетов и после них тени было достаточно. Ну а днем нам было не жарко, потому что при подъеме на каждый километр температура падает на 10 градусов. А на высоты ниже километра днем мы старались не спускаться. Питание было организовано в соседнем хуторе, завтрак, обед и ужин. Пища простая, без изысков. Обед мы пропускали почти всегда, но завтрака хватало до ужина. Душ есть в том же хуторе, вода нагревается днем от солнца. Питьевая вода, она же техническая — находилась у нас в лагере в достатке, целая бочка. В магазин изредка ездили за печеньками к чаю. В общем минимальные условия для проживания были вполне, за что спасибо Роману — организатору Кубка. Большего здесь трудно ожидать, можно конечно ездить в гостиницу в Ремонтном — но это лишних 30-40 минут в один конец.
Непосредственно по организации соревнований — видно, что Роман обращает внимание на все детали, и старается сделать все хорошо. А если где-то что-то не знает — то не стесняется и спрашивает у тех, кто знает больше. Например, в результате того, что Роман обратился за советом по параметрам формулы к Саше Серебренниковой, ни у кого не возникало вопросов, почему очков так мало (или наоборот, так много). И, несмотря на то, что соревнования прошли хорошо (а на мой взгляд — так отлично), Роман составил целый список замечаний (не помню точно, но там более 50 пунктов), которые он хочет устранить к следующим соревнованиям. Так держать! Тем более что погода в этой местности отменная. Соревновательных дней было 5, из них 3 — полноценных, 1 день — застопили по грозе и 1 день был не очень, но все же Костя сумел долететь до финиша. Кроме этого 2 тренировочных дня перед соревнованиями позволяли улетаться в хлам всем, кто изголодался по полетам. Я на Юце так изголодался, что оба для пролетел около 150 км с возвращением, в первый день выжал погоду по полной, сел за час до заката солнца, километров 5 не долетев до финиша.
База 2200-3000 метров, потоки +4 по усреднителю — обычное явление, периодически можно было найти +5 и +6. В общем — сказочная погода, хотя Нижегородцы утверждают что в этом году нам не повезло и обычно летных дней еще больше. Ну, как по мне — так каждый год бы так «не везло».
Полеты все были интересные и довольно-таки разнообразные, но мне больше всего понравился крайний день соревнований. До этого я практически всегда долетал до финиша, но делал это очень небыстро и иногда ненадежно, частенько выбираясь с низов. Поэтому в крайний день решил собраться и сделать все правильно. То есть хорошо стартовать, из наивыгоднейшей позиции, и быстро лететь, желательно — под облаками. Первый пункт у меня получился не совсем так, как я запланировал: я вышел на край стартового цилиндра с наветренной стороны от маршрута ко второму стартгейту, но сильно ошибся с фазой развития ближайшего облака и расстоянием до него. Но, о чудо — у меня в запасе еще есть третий стартгейт! Теряя высоту, дожидаюсь новую фазу в том же месте — и раскручиваю под базу ровно к открытию третьего, последнего стартгейта. Дальше шпарю, что есть мочи, к первому поворотнику, находя и раскручивая хорошие потоки и пропуская слабые. За пару километров до поворотника раскручиваю под базу и лечу его брать. Впереди облако, но взяв поворотник, понимаю что до него еще километра 2-3 — и оно, естественно, не по маршруту. Поворачиваю по маршруту, а там — ничего перспективного. Хорошие облака все либо очень далеко, либо сильно в стороне. По дороге встречаются какие-то сопли, в которых не то что быстро — вообще не получается набрать. Высота тает, наполеоновские планы быстро лететь тают вместе с ней. Сейчас бы хоть как-то доползти, нахожу слабенький поточек и начинаю в нем отвисаться. Вот мимо меня проносится Саша и улетает куда-то вперед и вниз. Я пока подожду здесь. Слева снизу кто-то выбирается с низов, но совсем небыстро. Справа и слева от меня, километрах в семи стоят здоровенные смерчи. Жаль, что они не подо мной, лететь к ним — это уже слишком большой крюк. Продолжаю болтаться в слабых потоках. Немного набрал, поток слабеет — пробую пройти чуть дальше, и так — несколько раз. Наконец выхожу на хорошую линию, выбираюсь под базу и мчу стремглав ко второму поворотнику. Взяв цилиндр, прохожу вперед под облако, набираю там. Остается 3 перехода, и все бы ничего — но в крайнем наборе я опять попадаю не в фазу, приходится возвращаться немного назад, ждать поток и терять уйму времени. Дождался, раскрутил — и айда на финиш. Но таск сегодня короткий, а значит погода еще в разгаре. И нисходняки тоже встречаются сильные. Вот в такой я и попал, буквально километров за 5 до финиша. Лагерь, куда я собирался сесть, вдруг стремительно начал уходить вверх, к горизонту. Это так меня взбудоражило, что, встретив небольшой поток над распаханным полем на подлете, я поднабрал в нем метров 50 и только после этого полетел дальше. Финишировал вторым после Кости, но в итоге показал лучшую скорость, потому что стартовал в крайний стартгейт. Наверное можно было лететь еще быстрее — если бы не пара ошибок после первого поворотника и на долете.
В общем, сказать что мне здесь летать понравилось — ничего не сказать. Да это наверное лучшее место для тренировок и соревнований. Правда я долго привыкал к здешней ядреной термичке, первые несколько дней подлетал к потокам, обхватив левой рукой спидбар, а правой судорожно придерживая веревочку полиспаста. Один раз перед входом в поток у меня даже случился выброс адреналина (нет, вытряхивать ничего не пришлось). То есть, я натурально испугался, что меня сейчас от спидбара оторвет, вот так тряхануло. Но потом ничего, успокоился и начал раскручивать. Очень редко взводился на 3/4 и от облаков удирал как от огня, чтобы на переходе немного перевести дух. А по вечерам с завистью слушал Костю, который утверждал что он шпарит под облаками без снижения чуть ли не на полном полиспасте. Но ничего, к концу соревнований вроде попривык. Надо тут летать почаще, чтобы не расслабляться.
Казахстан. Чемпионат Казахстана и Чемпионат Евразии (19 августа — 2 сентября)
Как сказал д. Вова, главное в Казахских соревнованиях — это до них добраться. И, как правильно заметил Костя — выбраться оттуда обратно.
Дорога туда от Калмыкии заняла у нас 4 дня, обратно домчали за 3. 2 водителя, по 1300 км за день. В принципе оно конечно ничего, но особо часто не поездишь. Жить можно в палатке, либо в домике в детском пионерлагере. Я один раз попробовал в гостинице — и это была не очень хорошая идея. Костя со второй попытки нашел гостиницу получше и жил в ней. Я же поселился с остальными пилотами в лагере. Поначалу там было много пионеров и я опасался за свои вещи. Но, как ни странно, ничего не пропало. А вскоре после нашего приезда пионеры все уехали и в их столовой поселились бабушки-поварихи, которые весьма неплохо кормили нас 3 раза в день, что было очень удобно. Лагерь для палаток приспособлен хорошо, сосны создают тень, есть места где можно поставить стол под крышей. Есть душ, туалет, в общем — все на месте. Организацией соревнований тут занимаются давно и регулярно, видно что все уже отработано и идет по накатанной. Завоз — на Камазах с «елочкой», подбор — на них же, по обозначенному заранее маршруту. Поэтому любителям садиться в пампасах здесь нужно либо иметь свой подбор, либо уметь очень быстро бегать с подвеской и дельтапланом на плечах. Сейфети комитет на Чемпионате Казахстана — суровый такой подобрался, восточного типа. Это когда пилоты сами должны догадаться, что погода не очень и пора садиться. На Евразии пытались выбрать комитет помягче, что, в принципе, удалось — и мы даже не поехали стартовать в тучу в крайний день чемпионата. Погода была очень разной, от «классической Алма-Атинской» в разминочный день, когда в +0.5 набираешь 200 метров над стартом и летишь дальше, до почти что Калмыцкой — база 3800 абсолютки, потоки +4 по усреднителю.
Бывало и так, что прослеживались аналогии с Юцой, когда из-за гор с юго-запада наползала верховая облачность и прикрывала нам полеты. Да и без нее некоторая схожесть есть — полеты по большей части равнинные, над пересеченной местностью. Высота рельефа значительная, поэтому 2-2.5 километра абсолютки — это всего километр-полтора над рельефом, что, как правило, не дает права на ошибки. Постоянные выживания с низов — это в порядке вещей, даже в дни с хорошей базой. Ветер снизу, как правило, восток — северо-восток, вдоль хребта и немного в горы. В общем, все как на Юце, только старт выше и надежнее, местность чуть более пересеченная и горы выше и ближе. Поэтому, кстати, тут можно летать немного горами и отрогами — и это местами щекочет нервы, поскольку отроги здесь пологие и от них до ближайшей посадки с дорогой бывает неблизко.
Примерно так выглядят отроги с высоты
И да, очень часто внизу, на посадке, штиль переменных направлений, что делает посадку непростой задачей. При всем при этом, таски ставили весьма неплохие, и на финише зачастую было много пилотов. Все дни были по-своему интересными, например один день летали под почти сплошной облачностью, но все же несколько человек смогли пролететь маршрутик около 40 км.
Даже прямо не знаю, про какой день написать… Ладно, наугад. 5-й день Чемпионата Казахстана:
2018-08-25: Произвольный треугольник, 99.565 км. Дельтаплан: Wills Wing T2C 136
Утро начиналось как нельзя лучше. После заезда я быстро собрал аппарат и подвеску, расположившись поближе к стартовому створу. Погода — звенит, сейчас таск поставят — и можно стартовать, как только откроют наземный старт. С такими радужными мыслями беру прибор и иду на брифинг. И пытаюсь забить маршрут. Но прибор противится, пробую перезагрузить его — и он зависат сразу после старта. Вот это поворот… Вспоминаю, что ему можно сделать сброс к заводским настройкам, только не помню какой комбинацией, пристаю ко всем с этим вопросом и в итоге Дима помогает мне сделать сброс. Все, прибор работает — но теперь в нем нет ни одной точки. Обращаюсь к Сергею, который, видимо, не спешит стартовать — и переписываю у него вручную все точки сегодняшнего маршрута. Упущено много времени, единственный стартгейт воздушного старта уже открыт (а я еще на земле!!!). Нужно срочно лететь! Подхожу к старту и вижу, что там собрались пилоты, явно не разделяющие мое мнение о необходимости стартовать. Все стоят и чего-то ждут. Начинаю нервничать и громко напоминать, что на старт отводится минута, но это не особо помогает. Пушить у них тут, видимо, не принято. В итоге обхожу всех и стартую — спасибо, что отнеслись с пониманием. Почти сразу встаю в поток, немного набираю в нем — и вперед, к «стенке». На самом деле это на стенку мало похоже — обычный отрог, но его тут почему-то называют стенкой. Горами я здесь полетел в первый раз, было интересно посмотреть что тут за погода. Поток у «стенки» нашелся хороший, я быстро набрал больше 3000 абсолютки и полетел вперед. В позднем старте есть некоторые преимущества — первые несколько переходов потоки впереди были «подсвечены» летящими впереди пилотами. Но очень быстро эти преимущества закончились. Следующий поток, по моему разумению, должен был находиться на дальнем, западном краю нагорья, идущего от «стенки». Направляюсь к нему, по пути подкручивая что попадется. Прилетаю — действительно, поток есть, но очень узкий, злой и главное — короткий. Получилось поднабрать метров 300 — и пришлось лететь дальше. А дальше по маршруту отроги уходят на равнину все положе, поэтому низко спускаться нельзя — просто не получится долететь до равнины (и до дороги тоже). Проверив следующее место, поворачиваю на долет в сторону выхода из отрогов. Но по пути встречаю небольшой поток, раскручиваю и продолжаю лететь горами, а вернее уже отрогами. Основной хребет остался слева, километрах в пяти — и до него не добраться. Лечу небыстро, потоки слабые и невысокие: из-за гор наползают облака и закрывают отроги и часть долины. Одно облако ползет над хребтом, вдоль которого я лечу, а другое — формируется над горой по маршруту. Между ними — солнце, но там, скорее всего, потоков не будет. А под облаками скоро будет дождь. Начинается игра в догонялки с погодой, успею проскочить — или нет. Добираюсь до края своего хребта, почти на входе в Кастекское ущелье. На одном из пупырей наконец-то нахожу нормальный поток и начинаю его раскручивать. За хребтами видны снежники в Киргизии, очень красиво.
Вот примерно такие снежники
До конца раскрутить поток не удалось — как и ожидалось, пошел дождь. Лечу к горе, которая впереди. Над ней здоровенное облако с темной плоской подошвой. Эх, был бы я выше метров на 500 — прошелся бы под ним в наборе… Но я сильно ниже, лечу вдоль северного склона в тени. И, хотя здесь воздух медленно поднимается — сильных ядер уже нет. Сваливаюсь на равнину, пролетев километров 15 без набора. Хорошо хоть тут нет тени. Высота тает, как бы тут не сесть. Но метрах на пятистах нахожу несильный поток. Некоторое время болтаюсь в нем, и наконец-то выстреливает! Набираю 3700, вот это — погода. Вижу нескольких пилотов под собой — похоже, я кого-то догнал. До поворотника с десять километров, по дороге есть облака. Мчу к нему, часть пути — в нулях под облаками. Сзади подпирают — стараюсь лететь быстрее, не задерживаясь в слабых потоках. Беру поворотник Бесмойнак, разворачиваюсь к горе — на ней следующий. Продолжаю разменивать высоту на скорость, ее пока еще много — а соблазн обогнать улетевших много раньше меня — очень велик. Беру поворотник на горе, разворачиваюсь на равнину. Вот уже и до финиша километров 25 осталось, пора набирать высоту — а потока все нет… Поспешил? Нет, вот возле Шиена что-то есть. Понемногу начинаю раскручивать, поглядывая на прибор. А он опять пишет что-то невнятное. Утверждает, что требуемое качество до финиша — что-то вроде 40. Как же так, думаю, перепад 2 километра есть, осталось 25 — если разделить — получится чуть больше 10. Откуда 40? Потом только понял, что, когда забивал точки вручную — на всех, в том числе и на финише, сохранилась высота старта, 1960 метров. А пока, в полете — решил взять предпоследнюю точку и уже от нее ориентироваться по расстоянию. Вот кто-то прилетает ко мне снизу и начинает догонять, поскольку мой поток слабеет. Ухожу вперед, нахожу поток посильнее и набираю с запасом, все еще с оглядкой на возможные глюки прибора. Но, пролетев предпоследнюю точку, окончательно убеждаюсь в том, что запас мне особо и не нужен: до финиша километров 10, а у меня 2700 абсолютки! Вот справа и далеко внизу кто-то идет на долете, и я втапливаю, сколько не страшно, чтобы обогнать. В итоге это оказался Стас, и по времени я его немного обошел. Но проиграл в лидерских очках, поэтому стал 3-м по дню. Прилетел метрах на пятиста над рельефом, долго-долго скручивал и запорол посадку: ткнулся носом, сев с попутно-боковым ветром. А всего-то надо было — немного пробежаться. Зато все остальные дни посадки были отличные, жаль только полеты были не всегда таковыми.
Подведу итог: поездка получилась замечательная, даже несмотря на то, что погода была во всех местах несколько хуже, чем обычно. Каждое место запомнилось чем-то особенным, да и попутешествовали тоже неплохо. Посмотрели немного на Элисту, Волгоград и Самару, мельком глянули на Оренбург и Алма-Ату, побывали даже в Кызылорде. В общем было интересно. Напоследок — немного сухих цифр.
Всего был 31 полет, примерно 64 часа налета.
Из них:
Сразу становится видно, где самые результативные полеты )))
Этот рассказ будет про мою поездку по соревнованиям в 2018 году. Надо сказать, что прошлый год лично у меня получился провальным как по налету, так и по количеству соревнований, поэтому на следующий год я нацеливался на лучшие результаты. И как-то так получилось, что обстоятельства способствовали. Началось с того, что Паша, наш моторщик, осенью решил строить буксировщик. Чуть раньше выяснилось, что Роман из Нижнего Новгорода собирается провести в Калмыкии соревнования на тех условиях, чтобы каждая команда приезжала со своим буксировочным комплексом. Конечно, осенью было далеко не очевидно, что все это срастется в одном месте, я бы даже сказал что было бы весьма смело ожидать такого. Тем не менее, в мае мы уже облетали буксировщик, стали буксироваться и Паша начал получать опыт буксировок в различных условиях. Да и в Калмыкию собрался кворум, записались Зареченцы со своим буксировщиком — так что соревнования обещали стать интересными. Но одни соревнования — это маловато. Я, к примеру, ни разу не ездил в Казахстан, а он по срокам как раз был после Калмыкии. Ясное дело, один я бы туда ни за что не поехал — очень далеко. Но нашелся попутчик, Костя — да еще с машиной, да еще с круиз-контролем на ней. Вот это повезло. Ну и до кучи организаторы соревнований на Юце и в Калмыкии как-то утрясли сроки, чтобы не пересекаться. В итоге получился очень неплохой календарь: Юца, Калмыкия, Казахстан. Дальше напишу про каждое место: быт, организация, погода. Один мой летный день, общие впечатления.
Юца. ЧР (25 июля — 4 августа).
Жили в палатке, ели и сидели пили чай в кафешке. Душевые кабинки есть, количество оных с горячей водой по сравнению с прошлым годом увеличилось: видно что люди работают, стараются. Все весьма неплохо обустроено, когда нет полетов — можно поучиться ходить по слэклайну или размяться, сходив пешком в гору. Завоз и подбор организованы хорошо, в этом году для подбора даже пользовались ватсапом, чтобы отслеживать положение пилотов в реальном времени. Единственное чего не хватает — так это буксировки для штилевых дней, думаю для дельтапланерных соревнований на Юце это было бы вполне оправдано. По организации соревнований — вышла некоторая заминка. Выяснилось, что очки считать некому. Спасибо Оксане — она взялась за это дело, без нее наверное пришлось бы соревнования отменять. Или разыгрывать их в дисциплине «посадка на точность». Ну и кроме того, комитет по безопасности у нас фактически не работал, хотя разок был бы весьма кстати.
С погодой в этот раз что-то случилось, говорят что обычно бывает лучше. Летных дней было 7, соревновательных 4, нормальный по очкам вышел только один день, второй. Самые лучшие дни, похоже, были до соревнований.
А как хорошо все начиналось...
Мне больше всего запомнился первый день соревнований. Дул слабый северо-восток, во второй половине дня вероятность грозы со стороны Кисловодска. С первого раза я не выпарил, быстро разобрался и заехал во второй раз. Стартовал уже одним из последних, выпарил и полетел догонять улететевших пилотов. И заодно — пытаться обогнать погоду, которая уже начала портиться. По пути к Пятигорскому стало очевидно, что прогноз по грозе — сбудется, неизвестно только как скоро. Верховая пелена закрывала уже почти весь маршрут, но, тем не менее, конвективные облачка были, и я по верхам медленно, но неумолимо приближался к поворотнику, который стоял практически против ветра. По дороге, как обычно, видел много сидящих на земле пилотов. Но вот кто-то крутит чуть выше меня впереди по маршруту! И, мало того — он уже возвращается с поворотника, до которого мне еще километра 4! Ну, думаю, теперь точно надо долететь, тем более что elapsed time, а раз я догнал этого кого-то, то может быть получится отыграться по времени. Через некоторое время беру поворотник и начинаю двигаться обратно, по ветру это гораздо проще: находишь соплю и сносишься с ней.
Тем временем погода продолжает ухудшаться. Практически все пространство от Пятигорского в сторону Юцы — в тени, сама Юца не видна в серой мгле, хотя до нее всего километров 20. Из под базы не очень хорошо видно вертикальное развитие, но кое-где видно, что верховая облачность еще высоко и сквозь нее просвечивает солнце. Кроме того, пока еще есть много светлых пятен по дороге в сторону Зольской, туда можно будет удрать если здесь все окончательно испортится. Где-то над Тамбуканом слышу в рацию, что на Юце ветер развернулся и дует запад, вроде несильный. Пилот, которого я видел по маршруту — оказался Вова Соколов, и, судя по всему, он уже на долете, спрашивает про погоду на Юце. Что ж, если ветер несильный — можно попробовать успеть. Мне до долета осталось совсем немного, набираю с запасом метров 300 в расчете на встречный ветер и поворачиваю в сторону темно-серой массы в направлении Юцы. Вот здесь-то и пригодился бы комитет по безопасности со стоп-таском. Потому что своя голова есть на плечах не у всех пилотов (или не всегда). Вот у меня к примеру включился соревновательный азарт, нет стоптаска — прем вперед. Лечу вперед и радуюсь, попутный ветер — километров 20-25 в час. Я иду с обалденным запасом, вот и Юцу стало видно сквозь серую хмарь. Вот уже и плато, мне до него километров 6. Дождя там явно нет, но что это там слева? Гряда небольших роторных облачков протянулась впереди и подо мной поперек моего маршрута. Я конечно догадываюсь, что это может означать, но соревновательный азарт берет верх. Впереди, на фоне этих облачков, вижу дельтаплан, который исполняет несколько фигур высшего пилотажа, а потом разворачивается назад и пролетает мне навстречу. Но и это меня не остановливает, все равно лечу вперед. Ожидаемо попадаю в срез между теплым воздухом сверху и клином холодного воздуха от приближающейся грозы. Мое крыло делает тот же комплекс фигур пилотажа помимо моей воли, мне остается только крепче ухватиться за спидбар и надеятся что дельтаплан не разрушится от перегрузок. Тем временем мозги понемногу начинают включаться. Первая мысль была — развернуться и лететь обратно по ветру. Но там турбулентность не ослабевала — я снижался как раз вдоль этого клина с сопутствующим сдвигом ветра. Поэтому я, сжав булки, развернулся в сторону Юцы и стал ждать, пока все это закончится. В итоге так оно и вышло, примерно над Песковским на высоте около 400 метров над землей я прошел слой среза и оказался во встречном потоке воздуха, который дул со скоростью около 15-17 м/с но хотя бы без такой термоядерной турбулентности. Садился с подзатянутым полиспастом почти вертикально. Дождь с грозой подошли минут через 20, я успел только запарковать дельт в заросли камыша и спрятаться под ним. Как позже выяснилось, Вова решил удирать по ветру, в итоге долетел в этой зоне турбулентности почти до Пятигорского (т.е. еще километров 10) и у него в дельтаплане разогнулся какой-то карабинчик. Стало быть, садиться нужно было сильно раньше, как минимум за полчаса, а то и за час — это если с запасом.
Калмыкия. КР (4-14 августа)
На самом деле это не совсем Калмыкия, это самый край Ростовской области. Но не суть важно, в Элисту мы ездили, в храм Будды ходили, махан ели. По приезду обнаружили невообразимое количество пыли, но уже через пару дней к ней привыкли и перестали обращать внимание. Жили в палатке, в достаточно куцой лесополосе — они здесь все такие. Однако до полетов и после них тени было достаточно. Ну а днем нам было не жарко, потому что при подъеме на каждый километр температура падает на 10 градусов. А на высоты ниже километра днем мы старались не спускаться. Питание было организовано в соседнем хуторе, завтрак, обед и ужин. Пища простая, без изысков. Обед мы пропускали почти всегда, но завтрака хватало до ужина. Душ есть в том же хуторе, вода нагревается днем от солнца. Питьевая вода, она же техническая — находилась у нас в лагере в достатке, целая бочка. В магазин изредка ездили за печеньками к чаю. В общем минимальные условия для проживания были вполне, за что спасибо Роману — организатору Кубка. Большего здесь трудно ожидать, можно конечно ездить в гостиницу в Ремонтном — но это лишних 30-40 минут в один конец.
Непосредственно по организации соревнований — видно, что Роман обращает внимание на все детали, и старается сделать все хорошо. А если где-то что-то не знает — то не стесняется и спрашивает у тех, кто знает больше. Например, в результате того, что Роман обратился за советом по параметрам формулы к Саше Серебренниковой, ни у кого не возникало вопросов, почему очков так мало (или наоборот, так много). И, несмотря на то, что соревнования прошли хорошо (а на мой взгляд — так отлично), Роман составил целый список замечаний (не помню точно, но там более 50 пунктов), которые он хочет устранить к следующим соревнованиям. Так держать! Тем более что погода в этой местности отменная. Соревновательных дней было 5, из них 3 — полноценных, 1 день — застопили по грозе и 1 день был не очень, но все же Костя сумел долететь до финиша. Кроме этого 2 тренировочных дня перед соревнованиями позволяли улетаться в хлам всем, кто изголодался по полетам. Я на Юце так изголодался, что оба для пролетел около 150 км с возвращением, в первый день выжал погоду по полной, сел за час до заката солнца, километров 5 не долетев до финиша.
База 2200-3000 метров, потоки +4 по усреднителю — обычное явление, периодически можно было найти +5 и +6. В общем — сказочная погода, хотя Нижегородцы утверждают что в этом году нам не повезло и обычно летных дней еще больше. Ну, как по мне — так каждый год бы так «не везло».
Полеты все были интересные и довольно-таки разнообразные, но мне больше всего понравился крайний день соревнований. До этого я практически всегда долетал до финиша, но делал это очень небыстро и иногда ненадежно, частенько выбираясь с низов. Поэтому в крайний день решил собраться и сделать все правильно. То есть хорошо стартовать, из наивыгоднейшей позиции, и быстро лететь, желательно — под облаками. Первый пункт у меня получился не совсем так, как я запланировал: я вышел на край стартового цилиндра с наветренной стороны от маршрута ко второму стартгейту, но сильно ошибся с фазой развития ближайшего облака и расстоянием до него. Но, о чудо — у меня в запасе еще есть третий стартгейт! Теряя высоту, дожидаюсь новую фазу в том же месте — и раскручиваю под базу ровно к открытию третьего, последнего стартгейта. Дальше шпарю, что есть мочи, к первому поворотнику, находя и раскручивая хорошие потоки и пропуская слабые. За пару километров до поворотника раскручиваю под базу и лечу его брать. Впереди облако, но взяв поворотник, понимаю что до него еще километра 2-3 — и оно, естественно, не по маршруту. Поворачиваю по маршруту, а там — ничего перспективного. Хорошие облака все либо очень далеко, либо сильно в стороне. По дороге встречаются какие-то сопли, в которых не то что быстро — вообще не получается набрать. Высота тает, наполеоновские планы быстро лететь тают вместе с ней. Сейчас бы хоть как-то доползти, нахожу слабенький поточек и начинаю в нем отвисаться. Вот мимо меня проносится Саша и улетает куда-то вперед и вниз. Я пока подожду здесь. Слева снизу кто-то выбирается с низов, но совсем небыстро. Справа и слева от меня, километрах в семи стоят здоровенные смерчи. Жаль, что они не подо мной, лететь к ним — это уже слишком большой крюк. Продолжаю болтаться в слабых потоках. Немного набрал, поток слабеет — пробую пройти чуть дальше, и так — несколько раз. Наконец выхожу на хорошую линию, выбираюсь под базу и мчу стремглав ко второму поворотнику. Взяв цилиндр, прохожу вперед под облако, набираю там. Остается 3 перехода, и все бы ничего — но в крайнем наборе я опять попадаю не в фазу, приходится возвращаться немного назад, ждать поток и терять уйму времени. Дождался, раскрутил — и айда на финиш. Но таск сегодня короткий, а значит погода еще в разгаре. И нисходняки тоже встречаются сильные. Вот в такой я и попал, буквально километров за 5 до финиша. Лагерь, куда я собирался сесть, вдруг стремительно начал уходить вверх, к горизонту. Это так меня взбудоражило, что, встретив небольшой поток над распаханным полем на подлете, я поднабрал в нем метров 50 и только после этого полетел дальше. Финишировал вторым после Кости, но в итоге показал лучшую скорость, потому что стартовал в крайний стартгейт. Наверное можно было лететь еще быстрее — если бы не пара ошибок после первого поворотника и на долете.
В общем, сказать что мне здесь летать понравилось — ничего не сказать. Да это наверное лучшее место для тренировок и соревнований. Правда я долго привыкал к здешней ядреной термичке, первые несколько дней подлетал к потокам, обхватив левой рукой спидбар, а правой судорожно придерживая веревочку полиспаста. Один раз перед входом в поток у меня даже случился выброс адреналина (нет, вытряхивать ничего не пришлось). То есть, я натурально испугался, что меня сейчас от спидбара оторвет, вот так тряхануло. Но потом ничего, успокоился и начал раскручивать. Очень редко взводился на 3/4 и от облаков удирал как от огня, чтобы на переходе немного перевести дух. А по вечерам с завистью слушал Костю, который утверждал что он шпарит под облаками без снижения чуть ли не на полном полиспасте. Но ничего, к концу соревнований вроде попривык. Надо тут летать почаще, чтобы не расслабляться.
Казахстан. Чемпионат Казахстана и Чемпионат Евразии (19 августа — 2 сентября)
Как сказал д. Вова, главное в Казахских соревнованиях — это до них добраться. И, как правильно заметил Костя — выбраться оттуда обратно.
Дорога туда от Калмыкии заняла у нас 4 дня, обратно домчали за 3. 2 водителя, по 1300 км за день. В принципе оно конечно ничего, но особо часто не поездишь. Жить можно в палатке, либо в домике в детском пионерлагере. Я один раз попробовал в гостинице — и это была не очень хорошая идея. Костя со второй попытки нашел гостиницу получше и жил в ней. Я же поселился с остальными пилотами в лагере. Поначалу там было много пионеров и я опасался за свои вещи. Но, как ни странно, ничего не пропало. А вскоре после нашего приезда пионеры все уехали и в их столовой поселились бабушки-поварихи, которые весьма неплохо кормили нас 3 раза в день, что было очень удобно. Лагерь для палаток приспособлен хорошо, сосны создают тень, есть места где можно поставить стол под крышей. Есть душ, туалет, в общем — все на месте. Организацией соревнований тут занимаются давно и регулярно, видно что все уже отработано и идет по накатанной. Завоз — на Камазах с «елочкой», подбор — на них же, по обозначенному заранее маршруту. Поэтому любителям садиться в пампасах здесь нужно либо иметь свой подбор, либо уметь очень быстро бегать с подвеской и дельтапланом на плечах. Сейфети комитет на Чемпионате Казахстана — суровый такой подобрался, восточного типа. Это когда пилоты сами должны догадаться, что погода не очень и пора садиться. На Евразии пытались выбрать комитет помягче, что, в принципе, удалось — и мы даже не поехали стартовать в тучу в крайний день чемпионата. Погода была очень разной, от «классической Алма-Атинской» в разминочный день, когда в +0.5 набираешь 200 метров над стартом и летишь дальше, до почти что Калмыцкой — база 3800 абсолютки, потоки +4 по усреднителю.
Бывало и так, что прослеживались аналогии с Юцой, когда из-за гор с юго-запада наползала верховая облачность и прикрывала нам полеты. Да и без нее некоторая схожесть есть — полеты по большей части равнинные, над пересеченной местностью. Высота рельефа значительная, поэтому 2-2.5 километра абсолютки — это всего километр-полтора над рельефом, что, как правило, не дает права на ошибки. Постоянные выживания с низов — это в порядке вещей, даже в дни с хорошей базой. Ветер снизу, как правило, восток — северо-восток, вдоль хребта и немного в горы. В общем, все как на Юце, только старт выше и надежнее, местность чуть более пересеченная и горы выше и ближе. Поэтому, кстати, тут можно летать немного горами и отрогами — и это местами щекочет нервы, поскольку отроги здесь пологие и от них до ближайшей посадки с дорогой бывает неблизко.
Примерно так выглядят отроги с высоты
И да, очень часто внизу, на посадке, штиль переменных направлений, что делает посадку непростой задачей. При всем при этом, таски ставили весьма неплохие, и на финише зачастую было много пилотов. Все дни были по-своему интересными, например один день летали под почти сплошной облачностью, но все же несколько человек смогли пролететь маршрутик около 40 км.
Даже прямо не знаю, про какой день написать… Ладно, наугад. 5-й день Чемпионата Казахстана:
2018-08-25: Произвольный треугольник, 99.565 км. Дельтаплан: Wills Wing T2C 136
Утро начиналось как нельзя лучше. После заезда я быстро собрал аппарат и подвеску, расположившись поближе к стартовому створу. Погода — звенит, сейчас таск поставят — и можно стартовать, как только откроют наземный старт. С такими радужными мыслями беру прибор и иду на брифинг. И пытаюсь забить маршрут. Но прибор противится, пробую перезагрузить его — и он зависат сразу после старта. Вот это поворот… Вспоминаю, что ему можно сделать сброс к заводским настройкам, только не помню какой комбинацией, пристаю ко всем с этим вопросом и в итоге Дима помогает мне сделать сброс. Все, прибор работает — но теперь в нем нет ни одной точки. Обращаюсь к Сергею, который, видимо, не спешит стартовать — и переписываю у него вручную все точки сегодняшнего маршрута. Упущено много времени, единственный стартгейт воздушного старта уже открыт (а я еще на земле!!!). Нужно срочно лететь! Подхожу к старту и вижу, что там собрались пилоты, явно не разделяющие мое мнение о необходимости стартовать. Все стоят и чего-то ждут. Начинаю нервничать и громко напоминать, что на старт отводится минута, но это не особо помогает. Пушить у них тут, видимо, не принято. В итоге обхожу всех и стартую — спасибо, что отнеслись с пониманием. Почти сразу встаю в поток, немного набираю в нем — и вперед, к «стенке». На самом деле это на стенку мало похоже — обычный отрог, но его тут почему-то называют стенкой. Горами я здесь полетел в первый раз, было интересно посмотреть что тут за погода. Поток у «стенки» нашелся хороший, я быстро набрал больше 3000 абсолютки и полетел вперед. В позднем старте есть некоторые преимущества — первые несколько переходов потоки впереди были «подсвечены» летящими впереди пилотами. Но очень быстро эти преимущества закончились. Следующий поток, по моему разумению, должен был находиться на дальнем, западном краю нагорья, идущего от «стенки». Направляюсь к нему, по пути подкручивая что попадется. Прилетаю — действительно, поток есть, но очень узкий, злой и главное — короткий. Получилось поднабрать метров 300 — и пришлось лететь дальше. А дальше по маршруту отроги уходят на равнину все положе, поэтому низко спускаться нельзя — просто не получится долететь до равнины (и до дороги тоже). Проверив следующее место, поворачиваю на долет в сторону выхода из отрогов. Но по пути встречаю небольшой поток, раскручиваю и продолжаю лететь горами, а вернее уже отрогами. Основной хребет остался слева, километрах в пяти — и до него не добраться. Лечу небыстро, потоки слабые и невысокие: из-за гор наползают облака и закрывают отроги и часть долины. Одно облако ползет над хребтом, вдоль которого я лечу, а другое — формируется над горой по маршруту. Между ними — солнце, но там, скорее всего, потоков не будет. А под облаками скоро будет дождь. Начинается игра в догонялки с погодой, успею проскочить — или нет. Добираюсь до края своего хребта, почти на входе в Кастекское ущелье. На одном из пупырей наконец-то нахожу нормальный поток и начинаю его раскручивать. За хребтами видны снежники в Киргизии, очень красиво.
Вот примерно такие снежники
До конца раскрутить поток не удалось — как и ожидалось, пошел дождь. Лечу к горе, которая впереди. Над ней здоровенное облако с темной плоской подошвой. Эх, был бы я выше метров на 500 — прошелся бы под ним в наборе… Но я сильно ниже, лечу вдоль северного склона в тени. И, хотя здесь воздух медленно поднимается — сильных ядер уже нет. Сваливаюсь на равнину, пролетев километров 15 без набора. Хорошо хоть тут нет тени. Высота тает, как бы тут не сесть. Но метрах на пятистах нахожу несильный поток. Некоторое время болтаюсь в нем, и наконец-то выстреливает! Набираю 3700, вот это — погода. Вижу нескольких пилотов под собой — похоже, я кого-то догнал. До поворотника с десять километров, по дороге есть облака. Мчу к нему, часть пути — в нулях под облаками. Сзади подпирают — стараюсь лететь быстрее, не задерживаясь в слабых потоках. Беру поворотник Бесмойнак, разворачиваюсь к горе — на ней следующий. Продолжаю разменивать высоту на скорость, ее пока еще много — а соблазн обогнать улетевших много раньше меня — очень велик. Беру поворотник на горе, разворачиваюсь на равнину. Вот уже и до финиша километров 25 осталось, пора набирать высоту — а потока все нет… Поспешил? Нет, вот возле Шиена что-то есть. Понемногу начинаю раскручивать, поглядывая на прибор. А он опять пишет что-то невнятное. Утверждает, что требуемое качество до финиша — что-то вроде 40. Как же так, думаю, перепад 2 километра есть, осталось 25 — если разделить — получится чуть больше 10. Откуда 40? Потом только понял, что, когда забивал точки вручную — на всех, в том числе и на финише, сохранилась высота старта, 1960 метров. А пока, в полете — решил взять предпоследнюю точку и уже от нее ориентироваться по расстоянию. Вот кто-то прилетает ко мне снизу и начинает догонять, поскольку мой поток слабеет. Ухожу вперед, нахожу поток посильнее и набираю с запасом, все еще с оглядкой на возможные глюки прибора. Но, пролетев предпоследнюю точку, окончательно убеждаюсь в том, что запас мне особо и не нужен: до финиша километров 10, а у меня 2700 абсолютки! Вот справа и далеко внизу кто-то идет на долете, и я втапливаю, сколько не страшно, чтобы обогнать. В итоге это оказался Стас, и по времени я его немного обошел. Но проиграл в лидерских очках, поэтому стал 3-м по дню. Прилетел метрах на пятиста над рельефом, долго-долго скручивал и запорол посадку: ткнулся носом, сев с попутно-боковым ветром. А всего-то надо было — немного пробежаться. Зато все остальные дни посадки были отличные, жаль только полеты были не всегда таковыми.
Подведу итог: поездка получилась замечательная, даже несмотря на то, что погода была во всех местах несколько хуже, чем обычно. Каждое место запомнилось чем-то особенным, да и попутешествовали тоже неплохо. Посмотрели немного на Элисту, Волгоград и Самару, мельком глянули на Оренбург и Алма-Ату, побывали даже в Кызылорде. В общем было интересно. Напоследок — немного сухих цифр.
Всего был 31 полет, примерно 64 часа налета.
Из них:
Место | Дней летных/всего | Налет | Расстояние по маршруту |
Юца | 8/10 | 12ч 45 минут | 100 км |
Калмыкия | 7/10 | 29 часов | 640 км |
Казахстан | 10/15 | 22 часа 15 минут | 490 км |
0 комментариев